Во многих
странах сексуальное образование начинается в школе. Существуют специальные образовательные программы, и школам рекомендуют им следовать. Детям рассказывают о строении половой системы, личных границах, информированном согласии, беременности и родах, контрацепции, ВИЧ и других ИППП (инфекциях, передаваемых половым путем), сексуальном насилии и безопасности. Часто сексуальное образование начинается еще в младших классах и продолжается в средней и старшей школе — темы и материалы «взрослеют» вместе с детьми и усложняются. По
данным исследований ЮНЕСКО, школьные программы по образованию в области здоровья и отношений дают результаты: подростки позже начинают половую жизнь, чаще используют презервативы и другие методы контрацепции.
В
России сексуальное образование не упоминается в образовательных стандартах и редко выходит за рамки нескольких уроков о репродуктивной системе в общем курсе биологии. Но школьная программа, даже соответствующая всем международным стандартам, не может заменить разговоры с родителями, благодаря которым формируются первые представления детей о собственном теле, гендерных различиях, любви, сексе и рождении детей. К этим беседам лучше подготовиться, особенно если какая-то тема заранее вызывает тревогу и кажется сложной.
Эксперты утверждают, что начинать сексуальное образование стоит в раннем детстве — с правильных терминов для гениталий и уважения к своему и чужому телу. Но сделать это бывает зачастую непросто. Семейный психолог и секс-терапевт Марина Травкова в своей
статье «Родители как агенты неформального секс-образования: что делать?» говорит о том, что телесная сторона человеческой жизни в советском обществе была «изъята из нормативного языка и переместилась в просторечие и брань». В нашей культуре не принято открыто говорить о сексуальности, а половые органы проще обозначать эвфемизмами, чем называть своими, «стыдными», именами.
Мы попросили Марину Травкову и детского психолога Александра Покрышкина рассказать, с чего начать разговор об интимных частях тела, почему эвфемизмы вроде «краника» и «цветочка» вредят детям и как знание терминологии защитит их от насилия.